Главная » Статьи » Иващенко Лидия Павловна

Консультация для родителей «Экспериментирование дома»

Консультация для родителей «Экспериментирование дома».

Несомненно, каждого родителя беспокоит вопрос о знаниях и уровне развития своего ребенка. Увы, при нашем скоростном ритме жизни, многие родители не могут уделить достаточно времени, что бы ответить на все вопросы маленького «почемучки». Вспомните, как часто на какой-либо вопрос вы отвечаете «Не знаю», «Потом», «Потому». Маленький любознательный человечек, не удовлетворившись вашими ответами, самостоятельно ищет ответы в мире мультфильмов, компьютера или просто придумывает. Ребенок «погружается» в море информации, по большей части ненужной. На самом деле, что бы ответить на многие вопросы вашего малыша и не потерять связи с ним, времени нужно не так уж и много. Вам на помощь придут опыты и экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Знаю, вы скажете, тут иногда и поговорить некогда, а вы про опыты. Да и не опасно ли? Ниже я попробую развеять некоторые страхи родителей по поводу экспериментирования.

Страх №1. У меня не хватит времени.

На первый взгляд, для такого вида познания, как эксперимент нужно много времени. Это не так. Конечно, чем старше ребенок, тем более сложные опыты с ним следует проводить. Но практически все опыты можно сделать из того, что у вас под рукой. Чаще всего ребенок остается с мамой. Забот у женщин, как известно, очень много – стирка, уборка и готовка – это самый необходимый минимум. Когда вы готовите, посадите своего лапочку за стол, предложите ему три бокальчика с водой и три мисочки с мукой, сахаром, солью (можно заменить на любую крупу). Пусть малыш растворит в воде эти продукты. Вам останется только по ходу задавать ему вопросы:

-Что растворилось у тебя быстрее?

-Везде прозрачная вода получилась? И т. д. Можно предложить немного попробовать соленую и сладкую воду, конечно, если вы брали чистую посуду и питьевую воду. Совсем маленький ребенок поймет, что сахар делает воду сладкой, соль – соленой.

Детям постарше предложите сосчитать фасолины, горошины, макаронины. Предложите положить в воду, и посмотреть, что с ними случиться. Главное, не забывайте сопровождать действия ребенка наводящими вопросами.

Страх №2. Потребуются сложные приготовления, компоненты.

Не отрицаю, что для детей старшего дошкольного возраста опыты нужно подбирать более сложные. Их крашеной водичкой не удивить. Но не обязательно вам потребуются сложные приготовления. Будем отталкиваться от того, что современный ритм жизни оставляет немного времени для свободной деятельности. Так же на кухне мамы могут предложить своим подросшим помощникам кусочек теста, дети любят лепить. Главное, не забывайте задавать деткам встречные вопросы:

-Какое тесто на ощупь?

-Что с ним можно делать?

-Какие продукты нужны для приготовления теста?

Добавьте в тесто пищевой краситель. Смешайте цвета. Получите зеленый, фиолетовый, оранжевый цвет теста путем смешивания красителей.

Не стоит забывать о папах. Особенно, если у вас мальчик. Отвертки, молоток, плоскогубцы – это же верх мечтаний практически всех мальчишек. Детям 2-3 лет предложите сравнить по длине инструменты, потрогать металлические, пластмассовые вещи, определить, какие легче. Позвольте ребенку карандашом постучать по различным предметам, сравните звук. Мальчикам постарше доверьте закрутить шуруп, попросите найти самую большую (маленькую) отвертку. Ваш малыш будет рад, и точно запомнит, для чего нужен тот или иной инструмент.

Страх № 3. Все интересные опыты опасны.

У вас любознательный малыш 4-6 лет. Конечно, нужно подготовки несколько больше. Но, если подумать, опасностей вокруг не так много, тем более, что рядом с маленьким исследователем находитесь вы. Находясь в ванной, предложите выдуть мыльный пузырь с помощью мыла, шампуня. Определите, из чего пузырь получился лучше, больше. Летом, если у вас есть огород, поливая растения, обратите внимание на впитываемость воды на солнце и в тени. Поставьте две одинаковые тарелки с водой на разную высоту, проверьте, одинаково ли нагревается вода. Вы уже знаете результаты, но дети – нет. Им это очень интересно, особенно, если именно ваш ребенок поможет подготовить необходимый материал.

Важно! При любом, даже простом опыте, вы должны присутствовать. Если вы хотите показать сложный опыт, обязательно обезопасьте ребенка и себя. Контролируйте весь процесс.

Страх № 4. Моему ребенку не интересны опыты.

Вы не замечали у вашего лапочки интереса к опытам? Ему больше нравиться рисовать, лепить, спокойно играть в комнате? Возможно, вы просто не пробовали заинтересовать ребенка. Пробовали, и не появилось желание продолжить? Причин может быть несколько.

1. Вы подбирали опыты не по возрасту. Или слишком сложные и ещё не понятные, или совсем простые.

2. У вас серьезное чадо. Дайте немного больше свободы, не теряя контроля над происходящим.

3. Поговорите с ребенком. Возможно, малыш боится вызвать ваше неодобрение. Скажите, что вы рады помочь. Предложите вместе проверить все его предположения и найти ответы на волнующие вопросы.

Страх № 5. Я не смогу придумать ни одного опыта.

Если вы хотите приметить метод экспериментов дома, не обязательно просиживать часы за компьютером или научными книгами в поисках темы для опыта. Просто понаблюдайте за своим ребенком. Ваш малыш сам подскажет, что хочет узнать. Вам останется немного проявить фантазии. Вспомните, что вы делали сами, что вас интересовало в детстве. Ведь, наше детство было интересно именно такими моментами. Уверена, вам есть, о чем вспомнить, и чем заинтересовать ваших мальчиков или девочек.

Плюсы экспериментирования.

Надеюсь, я смогла вас убедить, что экспериментирование – это достаточно простой и интересный метод обучения детей. Действенный способ заинтересовать малыша, особенно, если вы хотите обратить его внимание на какую – либо проблему.

Очень много экспериментов можно провести дома и с подручным материалом. За один опыт вы можете ответить на множество вопросов и закрепить знания самого малыша.

Разнообразные опыты помогут вам определить линию интересов вашего любознайки. Проводя эксперименты различной тематики, вы поймете, какая область интереснее вашему ребенку: химия, физика, биология.

Для проведения любого эксперимента все-таки необходимо хоть чуть-чуть, но подготовиться. Так как в большинстве случаев, ребенок сам не сможет этого сделать, взрослый будет знать, что затеял его непоседа.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.

Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.

В определенно возрасте у ребенка наступает момент, когда он пытается показать своё Я. Кто-то может назвать это кризисом 3-4 лет, или ещё как-то. Но в итоге мы видим ребенка, который делает все с точностью наоборот, чем вводит в панику и ужас всех родных и близких. Что делать? Ведь именно в таком возрасте мы начинаем объяснять, почему нельзя трогать розетку, почему газ – не игрушка, нож – острый, может порезать и другие важные вещи. Малыш нас слушает и только и ждет, когда мама и папа оставят его одного с такой красивой интересной розеткой, с таким длинным шнуром настольной лампы, блестящим ножом. От таких мыслей взрослым становиться жутко. Знакомая картина? Но и тут на помощь придут опыты. Что бы ваши слова об опасности проникли в понимание ребенка, не вызвали желание сделать наоборот, покажите ему, почему то или иное действие опасно. Только к таким экспериментам нужно подготовиться основательно. Не пожалейте времени. Результат этого заслуживает. Папам можно показать, что в розетке, в электрическом приборе живет Ток, который дерется и портит все вокруг, если его беспокоить понапрасну. Обезопасив себя и малыша, покажите действия воды на розетку, ведь наверняка у вас есть, что можно «принести в жертву». Увидев результат, ребенок точно запомнит, что ему лучше без взрослых не беспокоить Ток. Мамы познакомят ребенка с блестящим и серьёзным Ножом, который с легкостью готовит обед и ужин, режет овощи, хлеб. Но мы ведь не хотим оказаться вместо ужина? Если мама поломает и нарежет хлеб, попросит сравнить эти кусочки, малыш сразу увидит разницу. Предложите ребенку, только с вашей помощью, отрезать кусочек хлеба. Это окажется не так легко (понадобиться немного вашей хитрости). Потом можно уронить нож на какой-то предмет (продукт или просто разделочную доску). Покажите ребенку след от ножа. Узнав, что такой же разрез или рану малыш может себе получить, ваш любознайка уяснит, что нож опасен.

Советы по обустройству уголка экспериментирования дома.

Наверно, этот вопрос можно даже отнести к страхам родителей. По крайней мере, именно так мы отмахиваемся от данного метода: где выбрать место? Ответ – где угодно. Все зависит от того, чем вы занимаетесь, что хотите показать ребенку. Ванная комната отлично подойдет для опытов с водой, мылом, пеной. Двор или балкон – хорошее место для опытов с растениями, песком, камнями, глиной. Не стоит говорить, что сарай или гараж – царство металла, дерева, различных инструментов. В общем, везде можно экспериментировать, было бы желание!

Рекомендации по выбору экспериментов.

Вы согласны со мной, что экспериментирование – нужный и оправданный метод познания? Позволю себе дать несколько рекомендаций по выбору экспериментов для проведения их с детьми.

Во-первых, учитывайте возраст ребенка.

Не стоит ребенку 2-3 лет рассказывать, почему в крашенной воде цветок приобретает определенный окрас, но и ребенку 5-6 лет не стоит рассказывать, что сахар делает воду сладкой. Помните, всему своё время.

Во-вторых, учитывайте интересы вашего ребенка.

Я уже говорила, что экспериментирование может помочь вам определить, интересы малыша. А когда вы это определили, двигайтесь в данном направлении, усложняя опыты, углубляя знания. Если ребенку будет интересна какая-либо область – он сам попросит вас рассказать, показать ещё.

В–третьих, пусть опыт будет вам помощником.

Как говорилось выше, применяйте экспериментирование, что бы отвлечь, заинтересовать малыша, что даст вам возможность заниматься необходимыми делами, не отталкивая ребенка.

В-четвертых, пусть знания приносят радость!

Само времяпровождение с ребенком приносит удовольствие, усильте это чувство с помощью исследований. Только не надо заставлять вашего малыша. Если ребенок не хочет сегодня ничего узнавать, не настаивайте. Хорошего это не принесет, только расстроит и вас, и ребенка.

Если вас заинтересовал данный способ развлечь ребенка, но вы все-таки немного сомневаетесь, и не знаете с чего начать, вашему вниманию представляю небольшую картотеку экспериментирования для детей 4-6 лет.

Удачи! Новых впечатлений и радости!

Категория: Иващенко Лидия Павловна | Добавил: методист (15.08.2016)
Просмотров: 462 | Теги: опыты, экспериментирование, консультация | Рейтинг: 5.0/20
Всего комментариев: 0