«ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

Лоскутникова Л.П. воспитатель
МДОУ ИРМО «Детский сад
п. Молодёжный»
Иркутский район, п. Молодёжный

        Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие.
      Материальной основой национального самосознания в период дошкольного детства является  прежде всего отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями. Важно опираться не только на знания, представления, а прежде всего на чувства, и как результат - умения видеть в каждом человеке, независимо от национальности, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, духовности и морали. То есть прежде всего следует уделять внимание тому, что объединяет народы, является общим для разных культур - общечеловеческим ценностям, как мощному фактору развития личности в многонациональном пространстве [1].
        Работа по поликультурному воспитанию предполагает, прежде всего погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности.
         В предварительную работу в этом направлении необходимо включать чтение былин, сказок, с последующей беседой по их содержанию и организацией на интегрированной основе следующих видов деятельности: музыкальная  деятельность: этюды на создание выразительных образов. Двигательная   деятельность: разучивание русских народных подвижных игр; восприятие художественной литературы и фольклора: разучивание пословиц, поговорок, закличек  и т. д.; сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры с поликультурным содержанием. 
        Использование устного народного творчества способствует формированию самостоятельности мысли, закладывает основы мировоззрения, опирающегося на национальные особенности, лежащие в основе становления национального самосознания, а также развитию у детей творческого начала, воображения, логического мышления, правильного звукопроизношения, связной речи, оказывает огромное духовно-нравственное влияние. 
       Знакомство с народными играми обеспечивает процесс этно- и поликультурного воспитания, способствует приобретению знаний о национальных особенностей разных народов, способствует развитию двигательной активности детей, умению сотрудничать друг с другом. 
Приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить также в форме народного праздника (Троица, Масленица, Кузьминки и т. д.), являющегося настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно эмоциональной форме. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках[1].
         Одним из эффективных средств - становления духовно-нравственного облика растущего человека является художественно-эстетическое развитие ребенка, поскольку в основе как нравственного, так и эстетического лежит общий психологический механизм, связанный с сочувствием, сопереживанием в одном случае людям,  явлениям окружающей действительности и художественным образам в другом. Поэтому особенно важно в дошкольном детстве приобщать к культуре через искусство, так как дошкольники очень чувствительны к сфере эстетического, что обусловлено преобладанием работы правого полушария, отвечающего за чувства и эмоции, образное мышление. Именно поэтому любой материал, в том числе связанный с поликультурным воспитанием, наиболее целесообразно вводить в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения  с помощью различных видов эстетической деятельности и прежде всего на основе их интеграции [2]. 
       Организация художественно-эстетической развивающей поликультурной среды. Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, являющейся источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Среда, которая окружает ребенка, не только социальная, но также этническая. 
Поликультурная среда предполагает: 

- единство социальных и природных средств обеспечения предметно-пространственного окружения, и разнообразной деятельности ребенка; 
- использование произведений декоративно-прикладного искусства, макетов народных жилищ, создание мини-музеев народного костюма и национальной куклы, народного быта и т. п.;

- расширение образовательного пространства через сотрудничество дошкольного образовательного учреждения  с различными социокультурными объектами: театрами, музеями, картинными галереями, библиотеками и т. д.; 

- организацию кружков, художественных мастерских, литературно-музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного поликультурного процесса. 
          В результате создаются благоприятные условия для самореализации представителя любой культуры, обеспечивается адекватное восприятие ребенком своей национальности и формируется позитивное отношение к представителям других народностей [3]. 
         Помощь родителей педагогам дошкольного образовательного учреждения  для достижения целей поликультурного воспитания детей является чрезвычайно значимой и необходимой частью воспитательно-образовательного процесса. Очень важно, чтобы они активно участвовали в жизни детского сада, в организации досуговой деятельности, праздников, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, инициативу. 
Формы работы с семьями. Начальным этапом в работе коллектива дошкольного образовательного учреждения  по поликультурному воспитанию является изучение традиций и уклада семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. С этой целью организуется выпуск семейных газет, выставки и конкурсы совместных поделок родителей и детей отражающих национальные традиции их семьи, использование семейных фотоальбомов в воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах, фотовыставки, фоторепортажи из групп, проектная деятельность, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей [4]. 
        Работа в нашем детском саду  по поликультурному об­разованию дошкольников заключается в  озна­комлении детей с культурами народов России,  ближнего и дальнего зарубежья. Развивая ребенка в этно­культурной среде, педагоги и воспитатели делают акцент на приобщении его к красоте и добру, при­вивают желание видеть неповторимость культуры  разных народов, стремясь вызывать чувство гор­дости, уважения и любви к своему народу и своей многонациональной Родине. Различные народы представляются дошкольникам вместе с их сти­лем жизни, традициями, особенностями и жизнен­ными обстоятельствами. Знакомясь с культурами народов, дети черпают их духовные основы.
        Образовательная деятельность прохо­дит в мини-музее, в котором дети могут сопри­коснуться со старинной утварью, рассмотреть вы­шитые вещи,  познакомиться с пред­метами русского быта через деятельность с эти­ми вещами, через собственный опыт.
         Закрепление знаний происходит в процес­се игр - драматизации. «Народный календарь» праздников, тематических недель проводимых в детском саду позволяет детям как нельзя луч­ше осознать, прочувствовать динамику природ­ных процессов в течение года, представить себе культурно-историческое пространство и вре­мя как единое целое. Это «Осенины»,  «Рождество», «Масленица»,  «Пасха»,  и другие.
         В детском са­ду создана необходимая среда: приобретен ди­дактический материал, оформлены фотоальбо­мы, созданы презентации для ознакомления до­школьников с символикой, обычаями, традиция­ми разных народов.  Создали аудиотеку фольклора народов России (стихи, песни, сказки). Составлен каталог народных игр.
        Формирование культуры межэтнических отношений – сложный и длительный процесс. Способность к межкультурному взаимодействию нельзя «отработать» в течение цикла занятий, в рамках серии мероприятий, потому что сам факт нашего существования в обществе постоянно бу­дет давать нам пищу для размышления, осмыс­ления, переосмысления и расширения имеюще­гося культурного багажа, обновления моделей поведения и привычной картины мира. Следо­вательно, нам необходимо продолжать работу в этом направлении.

Литература

  1. Гончарова, О. В.  Организация процесса поликультурного воспитания

дошкольников в дошкольном образовательном учреждении. Научно - методический электронный журнал / М.Г. Шапарь // Концепт.   - 2013. – № 8 . - Art 13571. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13571.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 7749965. – IS.

2.Театральная палитра: программа художественно-эстетического воспитания/  О.В. Гончарова, М.Г.,   А.Р. Красева - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

  1. Ильинская, И. П. Поликультурная среда как фактор становления личности

младшего школьника/И.П. Ильинская // Вестник университета Российской академии образования. - 2009. - № 3. - С. 83-86.

  1.  Мартынова, Е. С. Семья и поликультурное воспитание. - URL:
    http://www.o-detstve.ru/forteachers/ kindergarten/parentsteaching/3052.html.