ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

младший дошкольный возраст

(читать полностью)

Актуальность проекта:

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Н.Н. Подъяковой, Ф.А. Сохиной, С.Н. Николаевой предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Цель проекта: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент.

Задачи проекта:

  • Сформировать представления детей о свойствах воды, песка, камушков, снега.
  • Активизация речи и обогащение словарного запаса.
  • Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.
  • Развитие восприятия и произвольного внимания.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Длительность: 1 месяц (краткосрочный).

Ожидаемый результат:

  • Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
  • Развитие наблюдательности, любознательности.
  • Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

Подготовительный этап:

  • Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  • Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

  • Приложение 1. Игра-эксперимент «Волшебная водичка».
  • Приложение 2. Игра-эксперимент «Снег-снежок».
  • Приложение 3. Игра-эксперимент «Камушки».
  • Приложение 4. Игра-эксперимент «Вот какой песочек».

Заключительный этап:

  • Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
  • Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.