Консультация для педагогов.

Особенности использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими недоразвитие речи.

 Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.

В связи с определенным алгоритмом организации занятий возможности физического перемещения детей, как правило, ограничены: дети не могут ходить, бегать тогда, когда у них появляются такого рода желания.

Вместе с тем эффективность занятий во многом зависит от положительного эмоционального фона занятий, интереса детей к заданиям, учета педагогом имеющегося у детей практического и собственного вербального опыта.

Ряд трудностей может быть преодолен посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятия. Игровая деятельность хорошо знакома ребенку старшего дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий, в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности. Усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения педагогом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения.

Наибольшее значение в процессе работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано прежде всего с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное педагогом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла, игрушка помогают ему в этом.

Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала такие основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Приведем примеры такого рода игр.

 Игра «Волшебный мешочек»

Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.

Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Ход игры. Педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.

Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания, затем проверяют себя, доставая ее и показывая остальным детям. Затем продолжают выполнение задания.

 Игра «Найди ошибку»

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки.

Ход игры. Педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков «едут» картинки. Однако  поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам. Педагог сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибку. Дети под руководством педагога находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки).

 Игра «Собери игрушки»

Цель: тренировать детей в определении места звука в слове.

Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов.

Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем педагог просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

 Игра «Построй домики»

Цель: тренировать детей в составлении слов из слогов.

Оборудование: изображения домиков (вырезаны по контуру, разрезаны вертикально на две части с фигурным вырезом – по типу пазл – с написанными на них слогами).

Ход игры. Педагог показывает детям части домиков. Обращает внимание на слоги, написанные на каждой из частей. Затем предлагает построить домики, соединяя каждые две части так, чтобы из слогов получилось слово. Сложившие домики правильно получают звания «лучших строителей».

 Игра «Кубик»

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно. Аналогично можно поиграть на определение количества слогов в слове.

На занятиях по звуковой культуре речи можно создать игровую ситуацию посредством введения в контекст задания сказочного героя (Незнайки, Деда Буквоеда, Веселой Кисточки и др.) или иного персонажа (зайчика, робота, куклы и проч.) и связанных с ним нескольких игровых действий. Возможно введение разных сказочных персонажей в контексте двух-трех заданий одного занятия. Нередко для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится один сказочный герой, который выполняет разные функции (помогает детям, проверяет правильность выполнения им задания, сам просит детей о помощи и др.).

 Обозначенные педагогические приемы способствуют активизации интереса детей к заданию, усилению мотивации достижения результата, делают ненавязчивым контроль за ходом выполнения задания и прочее, хотя название «игра» по отношению к предлагаемым педагогом заданиям иногда приобретает несколько условный характер.

Вот некоторые примеры игр.

 Игра «Помоги зайчику перейти через речку»

Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука в ряду других звуков.

Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.

Ход игры. Педагог просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданный звук. Далее педагог произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» на другой. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку».