НЕЧАЕВА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА

воспитатель

образование: средне-специальное

ГБПОУ  "Иркутский региональный педагогический колледж педагогического образования", квалификация "воспитатель детей дошкольного возраста" специальность "дошкольное образование", 2016

студентка ФГБОУ ВО "ИГУ" психология и педагогика дошкольного образования

Педагогический стаж с ноября 2016 г.

в данном учреждении с ноября 2016 г.

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Воспитанием ребенка занимаются не только родители, но воспитатель детского сада, то он в значительной мере может помочь ребенку избавиться от многих нежелательных явлений, в том числе тревожности и страха. В данной работе большое значение имеет взаимодействие специалистов ДОО в профилактике страхов (воспитатель, психолог  др.).

Преодолеть страх можно разными путями: переключить внимание на привычные действия, отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние, внушить уверенность и т.д.

Для предупреждения страхов у детей дошкольного возраста можно использовать различные средства, одним из них могут быть игры. Мы считаем, что они являются мощным средством развития личности ребенка, средством психолого-педагогического воздействия на ребенка и предупреждения негативных проявлений в поведении, связанных с возникающими страхами.

Игры и игровые упражнения – это эффективный метод предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром. Игровые упражненияпозволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека в течение всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов, искусствоведов. Представители всех научных отраслей сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений самореализации.

Игра свободна от влияния взрослых, принуждения, дает ребенку возможность свободного самовыражения и самоисследования чувств и переживаний; она позволяет освободиться от фрустрации, вытеснить эмоциональное напряжение.

Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Форма проведения игровых упражнений (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем ребенка. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-УПРАЖНЕНИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра «Кинопробы»

Цель: преодоление многих страхов, снятие напряженности.

Ход:

Ребенку следует помочь представить, что он – будущий актер и пробует свои силы в качестве киногероя. Сценарист (родитель или воспитатель) знакомит его с сюжетом будущего фильма. Помимо одного ребенка могут принимать участие другие дети и взрослые либо можно воспользоваться куклами или какими-либо игрушками. В выстраивании сюжета ребенку и взрослому придется проявить творческий подход. В основу ситуации должна лечь история, действительно бывшая в жизни ребенка и вызывавшая у него страх. Также это могут быть события, которые не являются реальными для ребенка, но, тем не менее, он их опасается. Можно придумать много бытовых историй, чтобы смоделировать возможность вместе с ребенком бороться с реальными страхами.

 

 Игра «Нить повествования»

Цель: Снятие напряженности, преодоление страха.

Игра представляет собой совместную деятельность с взрослыми. Правила: берется клубок толстых ниток.

Ход:

 Взрослый придумывает начало рассказа, например, о мальчике Саше, который чего-то боялся. После слов «А боялся он…» клубочек передается ребенку, при этом взрослый оставляет в своей руке конец нитки. Ребенок должен самостоятельно продолжить историю и наделить Сашу какими-то страхами. В большинстве случаев это будут страхи, которые малыш давно пережил или переживает. Когда первый ребенок выскажет несколько фраз в контексте рассказа, клубок передается следующему. Участник, держащий в руках клубок, должен связно продолжить общую историю, разворачивая сюжет в интересном для него ракурсе. Если рассказ затягивается, стоит постараться подвести его к концу. Желательно, чтобы завершение рассказа было счастливым. Если этого сделать не удается, нужно пообещать ребенку продолжить придумывание историй о Саше в следующий раз.

 

Игра «Страшный стул»

Цель:Снятие напряженности, преодоление страха неожиданного воздействия, проговаривание своих страхов. Играем с 4-х лет.

Ход:

В центре комнаты ставим стулья (лучше посредине ковра), дети садятся вокруг стула на ковер. А один из детей садится на стул и рассказывает свою самую страшную историю, чтобы конец ее заканчивался словами «Схватил!», «Поймал», «Держал!» и после этих слов старается кого-то из детей словить, а ребята должны быстро увернуться, убежать, уползти за пределы ковра.

 

Игра «Бой петухов»

Цель:  преодоление страха неожиданного воздействия, боли. Играем с 5 лет.

Ход:

Дети становятся парами боком друг к другу и прыгая на одной ноге толкают друг друга либо правым, либо левым плечом, стараясь вывести друг друга из равновесия.

Игра «Сова»

Цель:  преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений. Играем с 2-х лет.

Ход:

Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал «сова»  зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха.

Игра «Кто первый»

Цель: снятие страха неожиданного воздействия и тренировки процессов внимания и торможения.

Ход:

В середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход. Через который может пройти или пролезть только один человек. Игроки встают на четвереньки у стенки лицом к стульям. Как только будет дан заранее обусловленный сигнал, можно начинать движения, причем ползком. Ползти нужно до стульев, между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой до мяча. Кто первый это сделает, тот и выигрывает. В игру играют четверками или тройками: родители и ребенок.

Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться.

Длительность игры 10 минут.

 

Игра «Солдат»

Цель: Напряжение и расслабление, снятие мышечных зажимов.

Ход:

Под определенную музыку «солдаты» бегают, «сражаются», «увертываются от пуль». На хлопок психолога «солдаты» падают на ковер, на спину, все расслаблены – «отдыхают». Я подхожу к каждому и проверяю, как расслаблены ноги и руки. Сначала у детей бывают зажаты конечности. Постепенно дети учатся расслабляться, пропадают зажимы и мы видим, как ребенок становится более раскованным, свободным.

 

Игра «Катушка»

Цель:Снятие напряженности,развитие сплоченности в группе.

Ход:

Дети стоят в кругу, держась за руки. Выбирается «катушка», остальные – ниточка, которая наматывается на катушку. «Катушка» стоит на месте, а остальные дети постепенно «наматываются на нее». Когда дети образовали «катушку», я предлагаю им постоять, закрыв глаза, и почувствовать тепло друг друга, как нам хорошо вместе. Эта игра способствует сплоченности детей, дает возможность почувствовать себя единым целым.

 

Игра «Высвобождение гнева»

Цель: отработка негативных эмоций.

Ход:

Подушка кладется перед ребенком – он ударяет по ней или ракеткой, или расслабленной рукой, выговаривая при этом любые слова, выражающие чувство гнева (часто дети боятся говорить грубые слова и с ними проводится эта игра индивидуально, у психолога). Я часто выхожу и даю возможность ребенку выплеснуть все негативное, что собралось у него на душе. Игру полезно проводить систематически, потому что негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих!

И ДР.