МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. В нашем детском саду работа всего персонала направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.  При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Доступная среда создана для всех обучающихся (воспитанников), в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья. Для этого в детском саду предусмотрены широкие дверные проемы для проезда колясок, широкие коридоры, лифт.

Оборудованы групповые комнаты, включающие игровую, познавательную, двигательную зоны. Группы  пополняются современным игровым оборудованием. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Групповые комнаты оборудованы в соответствии с требованиями к организации предметной пространственной  среды, мебель соответствует ростовым показателям. В каждой групповой комнате имеются оборудованные физкультурные уголки для реализации двигательной активности дошкольников.

Детский сад расположен в двух  зданиях. В здании № 2 имеются: пищеблок, прачечная, 6 групповых  комнат, с отдельными спальнями и раздевальными комнатами, физкультурный зал и музыкальный зал, медицинский кабинет, кабинет заведующего и методический кабинет.

В здании № 1 имеются:  две групповые комнаты, две спальни, кабинет педагога - психолога.

В здании №2 имеется оборудованный кабинет логопеда, в котором специалист проводит индивидуальные и подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, которые имеют речевые нарушения. В кабинете логопеда  имеется следующее оборудование: компьютер, доска, зеркало, столы, стульчики для занятий с детьми, методические и дидактические пособия.

Спальни оборудованы кроватями по списочному количеству детей.

В музыкальном зале для занятий с детьми имеется разнообразное оборудование: для проведения праздничных мероприятий, музыкальных  занятий: музыкальные инструменты,  и игрушки, что позволяет развивать музыкальный слух и исполнительские навыки дошкольников.

В физкультурном зале проводятся физкультурные занятия, в наличии имеется все необходимое оборудование: обручи и мячи разных размеров, гантели, мягкие модули, скакалки и многое другое, а также нетрадиционное физкультурное оборудование.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА В ЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
  • Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) 
БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В методическом кабинете имеется библиотека методической и художественной литературы, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В фонде методической литературы детского сада есть подписные издания: «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Справочник руководителя ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ 

В детском саду используются информационно-коммуникационные технологии, для этого имеется технологическое оборудование:

  • Стационарные компьютеры - 2
  • Ноутбук - 1
  • Мультимедийный экран - 1
  • Принтер - 2
  • Сканер - 1
  • Музыкальный центр – 2
  • Телевизор - 2

Имеется выход в интернет.

Программное обеспечение имеющихся компьютеров позволяет работать с текстовыми редакторами, с Интернет ресурсами, фото, видео материалами и т.д.

Образовательные интернет ресурсы для всех  пройти по ссылке 

 

МЕДИЦИНСКИЙ КАБИНЕТ
Одной из задач нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Решению этой задачи подчинена вся деятельность ДОУ и её сотрудников. Медицинский кабинет и изолятор оборудованы в соответствии с требованиями  СанПиН, ДОУ имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 27.07.2012 г. № ФС-38-01-001599. В медицинском  кабинете приобретено новое оборудование: столик инструментальный, лампы кварцевые и др. В течение года регулярно приобретаются медикаменты, лечебные травы и витамины. 
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

В ДОУ организовано сбалансированное 4-х разовое горячее питание в соответствии с примерным цикличным меню, согласованным руководителем управления Роспотребнадзора по Иркутской области и утвержденным начальником управления образования ИРМО. В меню представлены разнообразные блюда. В ежедневный рацион питания включены овощи и фрукты. Данное меню подходит для всех обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья.

Пищеблок детского сада оборудован моечными, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, электроплитами, духовым (жарочным) шкафом, электросковородой, мясорубками, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды, холодильниками, холодильным оборудованием, картофелечистной машиной. и др. Все помещения оборудованы в соответствии с требованиями. 

В правильной организации питания детей большое значение имеет создание благоприятной и эмоциональной окружающей обстановки. Все группы обеспечены соответствующей посудой и столовыми приборами. Воспитатели приучают детей к опрятности при приеме пищи. Организация питания находится под постоянным контролем у администрации детского сада.

ТЕРРИТОРИЯ
Территория детского сада достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. На территории дошкольного образовательного учреждения имеются 8 оборудованных игровых площадок, по количеству групп, также оборудованы спортивная площадка, на которой с детьми проводится физкультурно-оздоровительная работа, закаливающие мероприятия, дети с удовольствием играют в футбол, волейбол, ходят по «дорожке здоровья» и экологическая зона для проведения образовательной деятельности детей. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). Обеспеченность ДОУ отведенной ему территорией, его оборудование и оснащение, соответствует нормативам. Для защиты детей от солнца на территории каждой групповой площадки установлены беседки. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, качелями, машинами и др. На территории детского сада разбиты цветники и клумбы, имеется огород, грядки. В теплый период года огород и цветники используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ЗДАНИИ И НА ТЕРРИТОРИИ

Безопасность образовательного процесса обеспечивается через: безопасную среду (закреплѐнные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, в том числе инвалиды и лица с ограниченными  возможностями здоровья, соблюдая меры противопожарной безопасности); правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям), лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте; мебель, подобранная по росту детей (маркировка мебели); маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.

В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности), установлена «тревожная кнопка». Безопасность учреждения осуществляется так же посредством высокочувствительной системы дистанционной передачи пожарной сигнализации. Ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности: систематически с сотрудниками детского сада проводится инструктаж по обеспечению противопожарной безопасности, тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников в случае возникновении ЧС.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
  3. Это предполагает решение следующих задач:
  4. Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  5. Радости существования (психологическое здоровье)
  6. Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  7. Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  8. Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
  9. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
  10. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Оборудование помещений дошкольного учреждения отвечает требованиям  безопасности, здоровьесбережения, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игруш­ки  обеспечивают максимальный для возраста развивающий эффект.

При создании предметно- пространственной среды руководствовались следующими принципами:

 полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

 трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством), которая удобна для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья

 вариативностисообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграни­ченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством раз­вивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, разви­вающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития в групповых помещениях выделяются следующие:

  • игровой центр для сюжетно – ролевых игр
  • центр книги
  • центр театра
  • центр науки и познания
  • центр музыкального развития
  • центр творчества
  • центр физкультуры

В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от ме­бели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигатель­ной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки), постоянно изменяется игровая среда, сти­мулирующая двигательную активность.

Для каждой групповой комнаты и кабинета разработан и ведётся паспорт, а также закреплены ответственные за развитие помещений.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.

Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества
  3. принцип стабильности, динамичности
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования
  5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  7. принцип открытости – закрытости
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

 Варианты построения развивающей среды

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. использование помещений спальни и раздевалки.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.
  4. Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
  5. Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых «семейных традиций»
  6. Достраивание определённых деталей интерьера детьми
  7. Включение в интерьер крупных игрушек-символов
  8. Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.
  9. Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.