КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МДОУ ИРМО "ДЕТСКИЙ САД П.МОЛОДЕЖНЫЙ"
Мероприятия Сроки Ответственные
1

Дыхательная гимнастика:

  • утром на гимнастике
  • после сна
  • ежедневно
  • воспитатели
  • инструктор по физкультуре
2 Проветривание помещения, в том числе сквозное
  • ежедневно в отсутствии детей
  • Воспитатели
  • Помощники .воспитателя
3 Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
  • ежедневно
  • Помощники воспитателя
ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

Для достижения целей значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.

Обширная профилактическая работа включает в себя:

  • облегченную одежду для детей в детском саду
  • соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
  • соблюдение температурного режима в течение дня
  • дыхательную гимнастику после сна
  • мытье прохладной водой рук по локоть
  • правильную организацию прогулки и ее длительность
  • неспецифическую профилактику респираторных заболеваний(фитотерапия и отвары шиповника).
  • Во время адаптационного периода для детей создается  щадящий режим:

      В детском саду выполняются все виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

  • сокращенный день для малыша
  • присутствие мамы в группе
  • повышенное внимание со стороны персонала группы.

Элементы медико-профилактической технологии

  • организация мониторинга здоровья дошкольников
  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
  • физического развития дошкольников,
  • закаливания;
  • организация профилактических мероприятий в детском саду;
  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Элементы физкультурно-оздоровительной технологии

  • развитие физических качеств, двигательной активности
  • становление физической культуры дошкольников,
  • дыхательная гимнастика,
  • массаж и самомассаж,
  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
  • воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Точечный массаж
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Полоскание горла, Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  9. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  10. Профилактические прививки
  11. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  12. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  13. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  14. Физкультминутки /ежедневно/
  15. Подвижные игры /ежедневно/
  16. Прогулки /в теплое время года/
  17. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, музыкальным руководителем, психологом. Предварительно составляется план работы совместной деятельности на год, включающий в себя консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах. Планируются медико-педагогические совещания.

Консультации для воспитателей: «Двигательный режим дня в детском саду», “Особенности проведения бодрящей гимнастики после дневного сна”, “ Физическая готовность детей к школе”.

Планирование выступлений на педсоветах: “Охрана жизни и здоровья детей”, «Безопасность жизнедеятельности ребенка в детском саду», “Итоги оздоровительной работы”.

Планирование медико-педагогических совещаний “Эффективность физкультурно-оздоровительной работы”, “Итоги оздоровительной работы”, «Организация летней оздоровительной работы».

В своей работе воспитатели детского сада используют различные виды образовательной деятельности, среди которых преобладают:

  • сюжетно-игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной степени интенсивности;
  • занятия-соревнования: дети разбиваются на команды и в ходе различных эстафет выявляют победителей;
  • занятия-тренировки основных видов движений;

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д.

Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья.

Воспитатель делает подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;

  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

В систему оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

Виды занятий

Формы организации

Особенности организации

Возраст детей

Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

-традиционная;

-игрового характера;

-с использованием полосы препятствия

 -с использованием простейших тренажеров;

-ритмическая

-сюжетная

Ежедневно

-в группе

-в зале

-на свежем воздухе (по сезону)

1.5-7

Двигательная

разминка

- игровые упражнения;

- танцевальные движения

- подвижные игры

Ежедневно во время перерыва между занятиями; длительность 7-10 мин.

3-7

Физкультминутка

- общеразвивающие упражнения (ОРУ)

- подвижная игра

- дидактическая игра с различными движениями

- танцевальные движения

- игровые упражнения

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий; длительность 2-3 мин

1.5-7

Подвижные игры, физические и игровые упражнения на прогулке

- подвижные игры разной степени интенсивности;

- игры-эстафеты;

Игры с правилами

- упражнения в основных видах движений;

- спортивные упражнения

- спортивные игры

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки;

Длительность 10-30 мин. Фронтально, подгруппами.

1.5-7

Индивидуальная работа по развитию движений

- физические упражнения в основных видах движений;

- спортивные упражнения

Ежедневно во время утренней и вечерней прогулки, физкультурные занятия; длительность 12-15 мин. Малыми подгруппами, индивидуально.

1.5-7

Бодрящая гимнастика после дневного сна

- музыкально-ритмические движения

- ОРУ

- игровая деятельность

- пробежки по массажным дорожкам

- коррегирующие упражнения

Ежедневно в сочетании с закаливающими процедурами; длительность 8-20 мин

1.5-7

Логоритмическая гимнастика

- подвижные игры

- дыхательная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- музыкотерапия

1 раз в неделю, подгруппами; длительность 25 мин. Проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем.

5-7

Динамический час

- подвижные игры разной степени интенсивности;

- игры-эстафеты, в том числе с детьми из других групп;

- сюжетные двигательные задания;

- командные спортивные игры;

1 раз в неделю в физкультурном зале; длительность 20-30 мин. Проводится инструктором и воспитателями.

3-7

Занятия ЛФК

- комплекс упражнений по коррекции нарушений осанки;

- комплекс упражнений по коррекции плоскостопия.

2 раз в неделю, по показаниям; длительность 20 мин

5-7

Переходы из одного помещения в другое

- спокойный шаг;

- быстрая ходьба;

- осложненная ходьба по лестнице

Ежедневно по мере необходимости, под руководством воспитателя

1.5-7

 Занятия

Физическая культура

- традиционное;

- тренировочное;

- игровое;

- сюжетно-игровое

- с использованием тренажеров

- тематическое

- комплексное

- контрольно-проверочное

- прогулка-поход

3 раза в неделю, фронтально, подгруппами, длительность 10-30 мин. Проводятся: младший возраст – воспитатели; со ср.гр. – инструктор физо.

1.5-7

Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельная двигательная деятельность

- движения с различными игрушками, пособиями:

- сюжетно-ролевые игры, основанные на движении и имеющие спортивную и оздоровительную идеи,

- спектакли и театрализованные представления,

- подвижные игры, разной степени интенсивности.

Ежедневно, под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей ребенка.

1.5-7

Физкультурно-массовые занятия

Физкультурный досуг

- физкультурные упражнения и подвижные игры;

- спортивные игры;

- упражнения в основных видах движений и спортивные упражнения;

- игры-эстафеты;

- музыкально-ритмические импровизации

1 раз в месяц в помещении физкультурного зала или на улице; длительность 20-40 мин.

3-7

Физкультурно-спортивные праздники

- в физкультурном зале;

- на открытом воздухе «катание на санках» «Соревнование снеговиков»…

2-3 в год, 30-90 мин

4-7

День здоровья

Комплексные занятия;

- прогулки-походы;

- игры-эстафеты по возрастным параллелям

- физкультурно-спортивные праздники

1 раз в квартал

3-7

Спартакиада

- физкультурно-спортивные соревнования в спортивных залах города;

1 раз в год среди детей дошкольного возраста ДОУ; участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности; длительность 75-90 мин

6-7

Дополнительные виды занятий

Кружки по видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев

В зависимости от учебного плана:

- ритмическая гимнастика

2 раза в неделю; длительность 25-30 мин

5-7

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Физкультурные занятия детей совместно с родителями в ДОУ

Учебные занятия по физической культуре;

- кружки

По взаимному желанию родителей и инструктора физо

3-7

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

- подготовка и помощь в проведении физкультурных досугов, Дня здоровья, посещения открытых занятий

 

3-7

 

ПЛАН ЛЕТНЕ - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задачи:

  • Обеспечить физическое и эмоциональное благополучие детей через развивающие формы оздоровительной работы.
  • Создать условия для закрепления нравственных качеств личности каждого ребенка в различных видах деятельности.

Оздоровительная работа.

Месяц

Медикоментоз-

ная терапия

Витаминизация

Фитотерапия

Полоскание зева травами

Июнь

По назначению педиатра.

Диспансеризация больных.

Фруктовый салат

Ревит

Отвар крапивы

Полоскание ромашкой

Июль

По назначению педиатра.

Фруктовый салат

Отвар листьев черной смородины

По назначению педиатра

Август

По назначению педиатра.

Фруктовый салат

По назначению педиатра

Успокоительный сбор.

По назначению педиатра